DE|    EN    |RU



Пресс-центр>> Пресса о нас


Недвижимость и Строительство Петербурга - 12.10.2009

Деньги на ветер

Петербург, признанный морской столицей России, остается городом сугубо сухопутным. Водные такси воспринимаются как экзотика. Маршруты местных вапоретто, которые в Венеции успешно заменяют метро, администрация только прокладывает. Да и на личных катерах редко кто рассекает по рекам и каналам. Яхт-клубов и просто стоянок для маломерных судов в городе и его окрестностях до обидного мало. Тем не менее бизнес, завязанный на это симпатичное, хотя и недешевое хобби, продолжает развиваться вопреки кризису и крайне неудобному законодательству.

Что может предпринять город для поддержки яхт-сменов? Хватает ли владельцам яхт-клубов внутреннего спроса и как сделать наши воды гостеприимными для иностранных мореходов? Могут ли оборудованные причальные комплексы быть самостоятельными объектами доходной недвижимости или без прибыльной инфраструктуры в виде ресторанов, отелей и развлекательных центров им не выжить? Влияет ли наличие марины на успешность коттеджного поселка или респектабельного жилого комплекса? На эти и другие вопросы пытались ответить участники «круглого стола», организованного журналом «Пригород» и нашим еженедельником.

Холодное течение

Если с приемом круизных судов дела в Петербурге налаживаются благодаря появлению нового пассажирского порта (по данным КИСП, в этом году он уже обслужил около полумиллиона туристов), то заграничные яхты у нас практически не появляются. В 2009-м было зафиксировано всего восемь судозаходов. Для сравнения: в портах Балтии и Скандинавии гостили примерно 30 000 яхт. Основная причина — законодательный запрет на перемещение по внутренним водам: дальше Морского вокзала с его пограничным пунктом двигаться нельзя.

«Когда мы принимали крупные международные регаты, приходилось на уровне Правительства РФ просить, чтобы их участникам разрешили находиться вне морского порта. Добро на это было получено. В список попали несколько оборудованных яхт-клубов. Однако это разовая акция, — рассказывает председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул. — Все понимают, что такое ограничение — атавизм. Мы надеемся, что до конца года будет принят федеральный закон, разрешающий некоммерческим прогулочным яхтам проход во внутренние воды. Его первое чтение в Госдуме запланировано на 15 октября».

«Даже если новые правила заработают уже в следующую навигацию, очевидно, потребуется немало времени на то, чтобы к нам стала заходить хотя бы тысяча маломерных судов под иностранными флагами. Именно заграничные яхтсмены могут сформировать основной спрос на коммерческую инфраструктуру клубов: гостиницы, рестораны и т.п., но потенциальным инвесторам надо понимать, сколько времени придется ждать этого», — рассуждает Дмитрий Свительман, директор по аналитике ГК «Аверс».

«Пока инициаторам крупных проектов стоит рассчитывать только на внутренний спрос», — констатирует председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов. По его словам, город готов поддерживать таких девелоперов, в частности, снижая для них платежи на развитие инфраструктуры, ведь нередко речь идет о проектах с отрицательной рыночной стоимостью.

В этом году Смольный утвердил схему развития и размещения объектов маломерного флота вплоть до 2015 года — с перспективой до 2025-го. В ней указаны 90 мест, зарезервированных под яхт-клубы и марины.

«Нам удалось застолбить несколько ценных прибрежных территорий. Теперь их нельзя застроить жильем, как зачастую у нас происходит, — рассказывает Николай Асаул. — Отобрано около полусотни проектов, которые мы можем предложить потенциальным инвесторам, причем с десяток участков практически готовы для освоения (не имеют имущественно-правовых проблем и т.п.). Город заинтересован в создании клубов и стоянок самого разного уровня. Яхтинг — совсем не обязательно спорт категории luxury. Надо избавляться от этого стереотипа».

Манящая марина

Современные яхт-клубы в Петербурге наперечет. У каждого — свое лицо и своя экономика. Так, «Балтиец», перебазированный в новую гавань в Красносельском районе за счет города и занимающий территорию в целых 22 га (причем с перспективой развития), остается общественной организацией и держит цены на стоянку яхт и катеров в несколько раз ниже, чем у коммерсантов (15 000 руб. за сезон).

В клубе состоят около тысячи судовладельцев, многие из них вкладывают в его развитие свои деньги. На стояночные места — очередь. Член правления «Балтийца» Вадим Волостных делится опытом: «Общее мнение коллег из разных стран: бизнес этот малорентабельный. Везде наряду с коммерческими маринами есть и муниципальные. Власти могут включать стоянку для маломерных судов в проекты строительства крупных портов — как инвестиционное обременение, передавать под яхт-клубы неиспользуемые портовые территории и т.п.».

Директор марины зеленогорского яхт-клуба «Терийоки» Анна Лебедева говорит, что по плану только четверть доходов комплекса, запущенного целиком в этом году, будет обеспечивать стоянка на 85 мест. Основные источники заработков: два ресторана, отель «четыре звезды» на 50 номеров со SPA, небольшой коттеджный городок. Хотя в общем объеме инвестиций ($30 млн) затраты на гидротехнические работы (углубление дна, создание защитных сооружений и т.п.) составили около 40%.

Весной прошлого года в Лахте открылся клуб «Геркулес» с мариной на 100 мест (он занимает территорию 3 га плюс 5 га акватории). В будущем стоянку планируют расширить в 2-2,5 раза. Здесь уже работают сервисный центр по обслуживанию судов, парусная школа для детей и взрослых, офис дилера по продаже французских катеров «Кельт», парусных яхт и катамаранов, летний ресторан. Сейчас строится здание центра парусного спорта. Запланированы круглогодичный ресторан и площадка для кемпинга (недорогих гостиниц в округе нет).

«Мы изначально сделали ставку на обучение и организацию соревнований, в том числе детских регат. Наш клуб, пожалуй, единственный, где сосредоточено столько прокатного оборудования, — рассказывает генеральный директор яхтенного порта «Геркулес» Игорь Фролов. — За год мы приобрели 70-80 постоянных клиентов. Сегодня клуб окупает затраты, основной доход обеспечивает синергия, развитие дополняющих друг друга направлений».

«Яхтсмены, как правило, не останавливаются в нашем отеле, однако марина служит той «ягодкой на торте», которая привлекает в комплекс «Терийоки» постояльцев и посетителей ресторанов», — рассуждает Анна Лебедева.

С ней соглашается директор по профессиональной деятельности компании «Knight Frank Санкт-Петербург» Николай Пашков: «Мы анализировали с десяток жилых и многофункциональных проектов, инициаторы которых хотели включить в их состав причалы для яхт, и пришли к выводу, что марина не улучшает экономику, а, напротив, тянет ее вниз. Рассчитывать, к примеру, что яхтсмены станут активно покупать квартиры или коттеджи рядом с причалом, довольно наивно. Хотя, безусловно, это фишка, которая поможет продвижению конкретного объекта».

«Марина на 50 катеров или средних яхт, предусмотренная в нашем элитном комплексе, конечно, не повышает стоимость квартир, но положительно влияет на ликвидность проекта, — добавляет Игорь Оноков, генеральный директор компании «Леонтьевский мыс». — Причал был практически обязательным его элементом еще на стадии замысла: это обусловлено и местом (с трех сторон — вода), и концепцией (предоставить покупателям максимум возможностей, среди которых удобная логистика и экономия времени — на одном из первых мест). Возможно, управляющая компания будет арендовать для жителей «Леонтьевского мыса» эллинги и площадки для зимнего хранения судов в одном из действующих яхт-клубов».

В целом просчитать экономические показатели крупного коммерческого проекта в сфере яхтинга сегодня, увы, трудно, констатирует г-н Пашков. «А чтобы у нас, как в Финляндии, яхтенный спорт получил государственную поддержку, надо, чтобы следующий президент был заядлым водником», — подытоживает Дмитрий Свительман.


29.10.2009 - Коммерсант-СПб

Из-за кризиса петербургский рынок консалтинга, анализа, юридических и аудиторских услуг сократился примерно на 20-40%.
подробнее...>

19.10.2009 - Недвижимость и Строительство Петербурга

Смольный готов приватизировать и продать на торгах Фонда имущества большинство городских встроенных помещений. Теперь с молотка могут пустить любой арендуемый объект — независимо от установленной в договоре ставки и его адреса.
подробнее...>

13.10.2009 - Коммерсант-СПб

Федеральный фонд развития жилищного строительства продаст участок в Пушкине без помощи городских структур.
подробнее...>

12.10.2009 - Недвижимость и Строительство Петербурга

С 1 ноября вступают в силу новые правила оценки заявок на право получить госзаказ. То есть — заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг за счет бюджета.
подробнее...>

12.10.2009 - Недвижимость и Строительство Петербурга

Так как «пирог» стал меньше, не самые лучшие людские качества стали проявляться чаще, чем в благополучные времена.
подробнее...>

12.10.2009 - Недвижимость и Строительство Петербурга

Минфин начал регистрацию аудиторских объединений. Первой «официальной» саморегулируемой организацией стала Аудиторская палата России.
подробнее...>