DE|    EN    |RU



Пресс-центр>> Пресса о нас


Пригород - 1.4.2009

Анатомия кризиса

На Весенней Ярмарке недвижимости в СКК было шумно и (как обычно) несколько бестолково; профессионалы, укрывшись от толчеи в полумраке пресс-центра, негромко разговаривали о сбоем. Спор шел о динамике происходящих событий, о правильности Выбранных стратегий, о капризах спроса и специфике антикризисного предложения.

РУКОВОДИТЕЛЬ компании «Т-Дом» Дмитрий Зюзин начал с бесспорного тезиса: «Патовые ситуации в жизни хоть и выбивают из колеи, но приводят голову в порядок. Отсюда и появление новых стратегий». По мнению Дмитрия Зюзина, суть перемен — в смещении предпочтений в сторону спроса на дешевый продукт; это диктует девелоперу «исключение или сведение до минимума инфраструктурной составляющей, отказ от непреклонной решимости продавать участки с подрядами в пользу продажи наделов, уменьшение площадей участков и размеров домов, если они все-таки строятся». В этом же «пакете»: сокращение рекламы и дублирующих друг друга сотрудников, бартерные расчеты. Возможны и диаметрально противоположные решения: от объединения под одной маркой различных функций и создания универсальной фирмы до вывода проектов разных форматов под разные бренды. По мнению г-наЗюзина, самый ходовой товар в кризисный период — ширпотреб (дешево и плюс-минус симпатично). При этом в сфере недвижимости работает только строго индивидуальный подход к клиентам, без каких-либо ссылок на «сложившуюся практику сделок в компании». Генеральный директор УК «ПулЭкспресс Групп» Андрей Бочков напомнил динамику рынка: осенью было затишье, с февраля рынок начал оживать, сделки идут. В том числе бартерные. «Недавно продали в "Румболово" дом за 29 миллионов. В счет оплаты взяли рекламные конструкции, автомобили, квартиры. Не только ликвидный товар — то, что нам самим нужно». По словам Андрея Бочкова, инвестиционные сделки превратились в процесс-сбережения.. Раньше 10-15% участков, купленных в «Пул-Экспресс», через полгода-год выставлялись в продажу. «Человек приобретает землю, чтобы ее использовать. Если она еще при этом и дорожает — это греет душу. Сидишь наверапде и богатеешь». (Как себя чувствует владелец участка, который долго дешевеет, участники дискуссии пока не знают.)

В «Румболово» маркетологи «ПулЭкспресс» сделали антикризисное предложение: домовладение от 13,5 млн, уменьшили площади участка и дома. «Сделок по этой цене нет, но само предложение привлекает клиентов», — констатирует Андрей Бочков. По мнению Андрея Бочкова, сегодняшний всплеск активности — явление временное. Он закончится летом, может быть — осенью: «Пока еще непонятна ценность денег, недвижимости, каких-то других товаров...»

Генеральный директор ДСК «Славянский» Николай Копы-тин предложил посмотреть на кризис под углом производства. На ДСК создали отдел продаж, стали работать с заказчиками «со стороны». Чтобы улучшить ликвидность продукции, повысили уровень заводской готовности, качество внешней и внутренней отделки плит. Освоили органическую штукатурку: «Финишный слой можно наносить на заводе. Монтаж за световой день, и фасад фактически готов», — говорит Николай Копьттин. Освоили выпуск вентилируемых фасадов, отрабатывают технологии их монтажа прямо на заводе. И так далее. «Движемся с учетом прессинга рынка», — констатирует г-н Копытин. На «Славянском» подтверждают наблюдения других участников рынка по «оптимизации» покупательских претензий: теперь самый востребованный объект в эконом-классе — не коттедж в 130-150 кв.м, а 90-метровый дом или дуплекс (два по 55 кв.м). Увеличилось число розничных клиентов. У многих сделки по покупке дома привязаны к продаже городской квартиры. (Значит, и к уровню городских цен.) Марина Агеева, директор по маркетингу компании «Евро-сиб-Девелопмент», предостерегает об опасности «затоваривания в низком ценовом сегменте». Спрос остается на невысоком уровне, при этом предложение дешевых участков увеличивается лавинообразно. Впрочем, «Евросиб-Девелопмент» признает и собственную вину: в поселке «Галактика» выставлен участок за 1,5 млн (13,7 сотки + 20 кВт электроэнергии). «Больше всего звонков — по самому дешевому предложению. Мы сами себя загоняем в рамки ожидания низких цен». Аналитик ГК «АВЕРС» Дмитрий Свительтман напомнил: потребительские предпочтения можно улавливать (с помощью бизнес-интуиции), а можно и формировать. (Мы это расценили как реверанс в сторону СМИ вообще и журнала «Пригород» — в частности.) Алексей Соколов, директор по маркетингу компании «Мера», указал на то, что покупатели нередко пытаются перенести на загородный рынок городскую динамику снижения цен. При этом по-прежнему поступают заказы на дома по 800-900 кв.м, расположенные вблизи города. «Элита накопила финансовый жирок и не хочет отказываться от преимуществ», — констатировал Алексей Соколов. По данным проектировщиков «Меры», наиболее заметный провал спроса — в сегменте домов стоимостью от 3 до 10 млн рублей. Это как раз средний класс — те, кто подумывал поменять квартиру на дом, но сейчас утратил такую возможность или решил переждать.

Дмитрий Свительман разделил спрос на истинный (для себя) и инвестиционный. При этом вторая часть в значительной степени зависит от мнений, от СМИ — то есть в большей степени виртуальная. Именно она и провалилась в кризис. «Люди по природе своей ждут катастрофы: им радостно, что пожар не у них. Поэтому и звонков много: "У вас уже рухнуло? Нет? Я попозже перезвоню"». Но есть и позитивный «виртуально зависимый» спрос, который ждет положительных сигналов с рынка. «Пока позитивные статьи в СМИ расходятся с объективной экономикой», — неутешительно завершил дискуссию г-н Свительман. А на следующий день опять выступал министр финансов Алексей Кудрин...


27.4.2009 - НиСП

Центр оценки «АВЕРС» получил аккредитацию при Россельхозбанке.
подробнее...>

27.4.2009 - Деловой Петербург

Крупнейший импортер бананов JFC, занимающей 35% рынка в России, сделал предложение о покупке ближайшему конкуренту Sunway.
подробнее...>

13.4.2009 - Строительный еженедельник

По прогнозам Смольного, в 2009 году планировалось ввести 1,5 тыс. гостиничных номеров. Однако из-за кризиса эта цифра сократится до 1 тыс. номеров.
подробнее...>

13.4.2009 - НиСП

Александр ОЛЬХОВСКИЙ, вице-президент ВТБ, президент Гильдии управляющих и девелоперов: – Стараюсь экономить на отрицательных эмоциях, а вот на количестве детей категорически не собираюсь.
подробнее...>

13.4.2009 - Asninfo.ru

Компания «Технология» построит многоуровневый паркинг в Красногвардейском районе. Инвестора обязали выделить часть парковочных мест городу и решить все имущественно- правовые вопросы.
подробнее...>

9.4.2009 - Деловой Петербург

Бизнес-центры. Переезд или сокращение своей площади? Основные вопросы на текущей стадии развития офисного рынка.
подробнее...>

6.4.2009 - Эксперт

Достигнув в 2008 году абсолютного максимума, рынок консультационных услуг рискует сорваться в пике.
подробнее...>

6.4.2009 - НиСП

С начала года Фонд имущества Петербурга объявил торги по 21 участку, но смог продать лишь девять наделов (все предназначены под коммерческое строительство).
подробнее...>

1.4.2009 - Pulse

Этот интерес выражен в кратном росте численности специализированных компаний и «профильных» заг-ранотделов в универсальных фирмах, в частоте презентаций
подробнее...>