DE|    EN    |RU



Пресс-центр>> Пресса о нас


Включить климат-контроль (Эксперт Северо-Запад) №2 (499) - 24.1.2011

Ольга Великанова

Субъекты СЗФО должны активно работать над увеличением инвестиционной привлекательности, опираясь на комплексный подход, иначе они рискуют проиграть более предприимчивым в этом плане регионам-конкурентам

Макроэкономические прогнозы на 2011 год не позволяют рассчитывать на качественные прорывные стратегии в развитии регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Самым большим дефицитом в России в этом году останутся инвестиции. В условиях медленного восстановления экономики и снижения активности как отечественных, так и иностранных инвесторов конкуренция за инвестиции между субъектами РФ после кризиса только усилится.

Привлекательность Северо-Запада, как и России в целом, в минувшем году значительно снизилась, но предпосылки к выправлению ситуации существуют. На данный момент по доле в общем инвестиционном потенциале страны СЗФО занимает третье место, уступая только Центральному и Приволжскому округам. Сильные стороны региона - географическое положение, высокий человеческий потенциал и интересные инвестиционные предложения.

Ставка на иностранный капитал

Итоги 11 месяцев прошедшего года, обнародованные Росстатом, внушают хоть и сдержанный, но оптимизм. Инвестиционная активность на Северо-Западе постепенно возрождается. Объем инвестиций в основной капитал в округе вырос на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Темпы снижения объемов инвестиций в регионах замедлились, а в Республике Карелия, Санкт-Петербурге, Вологодской и Новгородской областях в январе-ноябре 2010 года даже зарегистрирован рост, причем в Карелии - на 37%.

Существенное сокращение инвестиций отмечено только в Мурманской области - почти на четверть. Тем не менее при определенной рыночной конъюнктуре (начало разработки шельфовых месторождений) в сочетании с реализацией федерального проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» область - аутсайдер по итогам 2010 года - в короткий срок может стать лидером в СЗФО. «А по темпам роста объема инвестиций - возможно, и в стране», - полагает президент группы компаний «Аверс» Михаил Зельдин.

Надежда на высокую активность отечественных инвесторов в 2011 году невелика: многие предприятия не спешат размораживать планы по развитию, а банки избирательно подходят к финансированию инвестпроектов. Государство вполне может выступить инвестором, но при этом оно оставит за собой ограниченные секторы.

Таким образом, основная конкуренция развернется за иностранные инвестиции. Их приток на Северо-Запад за 2009-2010 годы снизился примерно на 9%, в том числе прямых, по предварительным данным, - на 17%. Однако в отдельных регионах по итогам девяти месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009-го зарегистрирован рост. Лидером стала Калининградская область. «Накопленный иностранный капитал в экономике области составил 779,4 млн долларов, что почти в два раза больше уровня января-сентября 2009 года. Лидеры по инвестициям - Кипр (традиционно), Дания, США, Литва, Польша», - констатирует Зельдин.

Существенное увеличение отмечено в Новгородской, Псковской и Мурманской областях - в среднем на 50%. По словам исполнительного директора Санкт-Петербургского отделения Американской торговой палаты в России Марии Чернобровкиной, Республика Коми и Новгородская область по объемам привлечения прямых иностранных инвестиций стремительно догоняют (а по инвестициям на душу населения - перегоняют) Ленинградскую область. Достойную динамику роста прямых иностранных инвестиций показывает Карелия. «Окончательные итоги 2010 года могут принести приятный сюрприз в динамике развития Псковской области», - добавляет Чернобровкина.

Топтание на месте

В конце прошедшего года агентство «Эксперт РА» представило результаты рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов России, в котором оценивались и потенциал регионов, и уровень инвестиционных рисков. Стоит отметить, что в большинстве регионов Северо-Запада существенного роста второго показателя не наблюдалось, за исключением Калининградской области, которая переместилась с 33-й позиции в 2009 году на 76-ю, а по динамике инвестиционного риска вошла в число худших по стране. Незначительно, но все же выросли риски в Ленобласти (несмотря на это, региону удалось подняться на одну позицию в рейтинге) и Ненецком автономном округе, который опустился на два пункта. Позиции Санкт-Петербурга остались прежними - он занимает четвертую строчку по уровню риска (чем выше ранг в рейтинге, тем ниже уровень рисков). Среди округов страны по уровню рисков Северо-Запад занимает 5-е место.

Инвестиционный потенциал регионов СЗФО по сравнению с 2008-2009 годами не сильно изменился, что, впрочем, неудивительно, так как кризис - не самое благоприятное время для повышения этого показателя. По уровню потенциала регионы округа, за исключением Северной столицы, разместились в рейтинге в диапазоне с 29-й (Ленинградская область) по 66-ю строчку (Карелия). Петербург занял 2-е место после Москвы, прибавив один пункт. Наибольшее падение отмечено в Вологодской области (с 42-й строчки на 52-ю), а самый внушительный рост этого показателя продемонстрировала Новгородская область (плюс семь пунктов), она же вошла в число лучших в стране по динамике. Остальные регионы остались на прежних позициях.

Оценивая инвестиционный климат в СЗФО, стоит оговориться, что разрыв между его регионами в рискованности и инвестиционных ожиданиях настолько велик по той причине, что округ не представляет собой единого целого. Центрами концентрации инвестиций здесь остаются Санкт-Петербург и Ленобласть. Так, по предварительным оценкам, в прошлом году на них пришлось около 50% всех инвестиций в экономику Северо-Запада, по остальным же регионам округа картина весьма неоднородна. По результатам рейтинга видно, что субъекты СЗФО по потенциалу далеко не лидеры (за исключением Северной столицы). А значит, им предстоит большая работа по формированию комфортной инвестиционной среды.

Комплексный путь

Существует немало страновых факторов, сдерживающих приток иностранных инвестиций в Россию: несовершенство законодательства, имидж страны в глазах иностранных инвесторов, серьезная конкуренция за инвесторов со стороны других государств. Решить эти вопросы региональные власти не могут. Но есть факторы, полностью зависящие от проводимой ими политики. И здесь стоит обратить внимание на следующие моменты. Программы по привлечению инвесторов должны быть комплексными. Точечные меры, в частности предоставление налоговых льгот, приносят эффект, но их значимость без решения ряда других проблем заметно снижается.

Например, в последние годы большинство регионов работали над улучшением своего инвестиционного законодательства и в настоящий момент в каждом из них можно встретить формы налогового стимулирования, предоставленные в рамках полномочий субъектов федерации (прежде всего по налогам на прибыль и имущество организаций). Традиционно наиболее активно в этом плане себя проявляют Петербург и Ленобласть. «Но возможностей у города и области в части налоговых стимулов несравнимо больше, поэтому ожидать гонки новых налоговых льгот в регионах не стоит», - замечает начальник исследовательского отдела Леонтьевского центра Нина Одинг.

В исследовании инвестиционной привлекательности регионов, подготовленном консалтинговой группой KPMG в России, в рамках которого изучались и ожидания иностранных инвесторов, отмечается, что не всегда налоговые преференции дают ожидаемый эффект. В частности, потому, что нередко инвесторам предлагают налоговые льготы, которые требуют соблюдения необоснованных критериев, таких как предоставление экономических, социальных и бюджетных гарантий, размещение центрального офиса в регионе и т.д. В итоге при сопутствующих рисках и других сложностях выгоды от этих льгот уже не представляются иностранным инвесторам такими привлекательными.

Значимость налоговых льгот также может нивелироваться связанными с ними дополнительными административными процедурами и требованиями. И понятно, что без снижения административных барьеров, модернизации и создания широкого спектра объектов в сфере энергетики, транспортной инфраструктуры и инженерно подготовленных площадей налоговые стимулы не способны привлечь инвестора, особенно крупного. «На нынешнем этапе регионы должны из потребителей превратиться в соинвесторов приоритетных для них проектов, подготовить благоприятные условия для создания и ведения бизнеса на своей территории», - уверена Мария Чернобровкина.

Мелочей здесь нет

Одна из ошибок региональной инвестиционной политики заключается в том, что акцент делается на крупных инвесторах, а средние и малые зачастую не получают помощи и поддержки от региональных органов власти, особенно если проекты таких компаний не считаются приоритетными. При этом, в отличие от инвесторов первого эшелона, небольшие фирмы не имеют серьезного влияния для рассмотрения вопросов на более высоком уровне или их решения в соответствующих государственных инстанциях. В результате низкий уровень поддержки средних и малых инвесторов приводит к их отказу от инвестирования, констатирует исследование KPMG. А недовольство даже небольшого инвестора напрямую влияет на репутацию региона как привлекательного для инвестиций.

Кроме того, малые и средние предприятия нередко являются составляющей инфраструктуры для крупных. «Крупные инвесторы Петербурга часто испытывают сложности с нахождением надежных поставщиков качественных товаров и услуг. Создание условий для прихода малого и среднего бизнеса, условий для жизни и работы, сопоставимых с петербургскими, - важная задача, стоящая перед властями соседних субъектов», - считает Чернобровкина.

Региональным властям следует больше поощрять малый и средний бизнес, который может принести не только инвестиции, рабочие места, но и новые технологии, практики, направления. Разумеется, политика привлечения таких инвесторов должна соответствовать инвестиционной и кластерной стратегии развития региона. Так, Санкт-Петербург заинтересован в привлечении малого и среднего бизнеса в таких областях, как автокомпоненты, наукоемкие производства, R&D (исследования и разработки).

Пример для подражания

И наконец, одна из важных задач региональной политики в этом году - диверсификация отраслей, увеличение привлекательности несырьевых секторов экономики. Понятно, что традиционные и доминирующие в регионах сферы концентрируют наибольшее внимание инвесторов, но тем самым усугубляется зависимость субъекта от ситуации в одной-двух отраслях.

На Северо-Западе можно говорить о многопрофильности инвестполитики и направленности основного объема инвестиций в несырьевые секторы только в Петербурге и Ленобласти, в меньшей степени - в Калининградской области. Хотя попытки диверсификации предпринимаются и другими регионами. В качестве примера стоит выделить Карелию и Вологодскую область. В частности, Карелия повысила привлекательность вложений не только в традиционные для нее сферы - энергетику, ЛПК и горнодобывающую промышленность, но и в туриндустрию и пищепром (переработка ягод), а Вологодская область выбрала другой путь диверсификации - упор сделан на формирование индустриальных парков «Шексна» и «Сокол» (конечно, параллельно с продолжением инвестиций в ЛПК, металлургию и химпром). «Задача регионов СЗФО в том, чтобы формировать благоприятную среду для предприятий постиндустриальных секторов экономики, которые обладают мощным потенциалом для создания добавленной стоимости и высококвалифицированных рабочих мест», - подтверждает Михаил Зельдин.

О необходимости поиска новых перспективных направлений и ухода от моноинвестиций «Эксперт С-З» уже упоминал (см. «Почти привлекательны», №23 от 14 июня 2010 года). Как показывают результаты рейтинга «Эксперт РА», именно такая стратегия в нынешних условиях позволяет добиваться минимизации инвестиционных рисков. В качестве положительных примеров можно привести Липецкую область, где третий год подряд отмечается наименьший уровень рисков, и Калужскую, поднявшуюся в этом году с 17-го на 9-е место. Последняя, кстати, приводится в пример и исследователями KPMG. Конечно, успех этих регионов не только в попытках диверсификации, а скорее в комплексном подходе к совершенствованию инвестклимата - высокой заинтересованности и активности региональных властей, низких криминальных рисках, модернизации инфраструктуры с использованием механизма государственно-частного партнерства, оптимизации организационной структуры взаимодействия с инвесторами посредством четкого распределения обязанностей между всеми участниками инвестиционного процесса.

Регионам СЗФО, которые числятся в отстающих, не обязательно изобретать велосипед. Механизмы уже разработаны, нужно активнее браться за их реализацию, чтобы не проиграть в борьбе за редкого сегодня инвестора.    

Санкт-Петербург

 


31.1.2011 - У Сестрорецка будет свой морской фасад (Коммерсант С-Петербург) №15/П (4555)

В 2010 году в Петербурге прибавилось проектов, которые будут реализовываться на намывных территориях.
подробнее...>

31.1.2011 - АУДИТ И ОЦЕНКА (Недвижимость и Строительство Петербурга) № 4(639)

Приказом Минэкономразвития РФ внесены поправки в Методические указания по кадастровой оценке земель населенных пунктов.
подробнее...>

24.1.2011 - Землю под "Охта центром" продают без цены (Firstnews)

Даже если "Газпрому" удастся продать землю под несостоявшимся небоскребом, монополия все равно проиграет. Продажа 4,3 га недалеко от центра Петербурга сможет возместить в лучшем случае лишь пятую часть расходов компании на проект.
подробнее...>

17.1.2011 - Как провожают пароходы...(Недвижимость и Строительство Петербурга) № 2(637)

Росимущество выставило на продажу 25,5% акций ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП). В активе компании - порядка 150 различных объектов недвижимости, в основном суда. Начальная стоимость госпакета оценена в 934 млн рублей.
подробнее...>

13.1.2011 - В Кировском районе Петербурга, возможно, появится новый спорткомплекс (Деловой Петербург)

ООО «СК «ВИВАТ» планирует спроектировать и построить крытый спортивно-оздоровительный комплекс в Кировском районе на улице Лени Голикова, участок 1, северо-восточнее дома 82, литера А, сообщает портал «Ктостроит.ру».
подробнее...>

11.1.2011 - Консалтинг: блиц-интервью

Мировой экономический кризис изрядно пошатнул устои рынка – во всех сферах, где больше, где немного меньше. Сектор услуг b2b, таких, например, как рекламный рынок – упал очень сильно. Наша редакция зада- лась вопросом - как пережили кризис консалтинговые компании? Снизился ли спрос на услуги управленческо- го, маркетингового консалтинга? Какие инструменты использовали эти компании для преодоления трудностей, развития? За ответами мы обратились к некоторым представителям рынка консалтинговых услуг Петербурга, чье мнение предлагаем вам, дорогие читатели, в этом материале.
подробнее...>