DE|    EN    |RU



Пресс-центр>> Пресса о нас


Бомбилы на рейде (Ведомости) 145 (2911) - 8.8.2011

Ринат Сагдиев, Сергей Дружинин

После трагедии с теплоходом «Булгария», который утонул в Волге вместе со 122 отдыхающими, власти нашли на флоте множество нарушений. Ничего удивительного: российские круизные компании часто работают как московские бомбилы


Из судов выжимают все соки при минимуме вложений«- так сформулировал основной принцип российского круизного бизнеса сотрудник одного из речных пароходств. Навигация длится с мая по сентябрь, выручка от эксплуатации одного судна за навигацию — 40-50 млн руб., из которых минимум 10% должно направляться на ремонт судов. «На практике либо вообще не тратится ни копейки, либо этот процент существенно меньше», — признается руководитель другого пароходства.

Легально много не заработаешь

Понять, есть ли у судовладельцев деньги на ремонт, непросто — там цепочка компаний. У «Булгарии», как и у многих российских теплоходов, был собственник, арендатор и субарендатор.

Собственник — Камское речное пароходство, подконтрольное его председателю совета директоров, бизнесмену Михаилу Антонову. У пароходства еще пять круизных теплоходов — «Хирург Разумовский», «Ф. И. Панферов», «П. Бажов», «А. Фадеев» и «Ф. Жолио-Кюри». Все пассажирские суда пароходство сдает в аренду, при этом оно не вылезает из убытков. Например, в 2008 г. доход от сдачи в аренду шести судов составил 21,3 млн руб., общая выручка — 27 млн руб., а убытки — 48,7 млн руб. В 2010 г. аренда принесла 18,3 млн руб., а убыток составил 112 млн руб.

Пять теплоходов Камского пароходства арендует компания «Бриз», которая, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит тому же Антонову. «Бриз», в свою очередь, сдает теплоходы в субаренду.

В отчетности компании сказано, что стоимость аренды каждого судна в 2010 г. — 3,125 млн руб. Но субарендаторы платят «Бризу» намного больше, признался «Ведомостям» Роман Калмыков, заместитель гендиректора компании «Волжские путешествия», которая с 2005 г. арендует у «Бриза» теплоход «Ф. Жолио-Кюри». Насколько больше, он не сказал.

Аренда теплохода без экипажа стоит от 5 млн до 15 млн руб. за навигацию в зависимости от класса теплохода, а с экипажем — уже от 20 млн руб.«, — говорит гендиректор Московского речного пароходства Константин Анисимов. «Бриз» сдавал суда в аренду без экипажа, стало быть, мог получать — возьмем среднее — порядка 10 млн руб. Куда делись 7 млн руб.? В таких условиях трудно посчитать рентабельность.

Сама по себе схема, когда в цепочке участвуют несколько аффилированных структур и бенефициар определяет, на какую из них выводить прибыль, является обычной для круизного рынка, рассказывает гендиректор группы компаний «Гама» Дмитрий Галкин: «Каждая из компаний занимается профильной деятельностью: одна обслуживает суда, вторая продает путевки». Средняя рентабельность такой цепочки по чистой прибыли составляет 5%, говорит Галкин.

По словам Калмыкова из «Волжских путешествий», рентабельность круизного бизнеса очень непостоянна: в один год теплоход может обеспечить выручку до 70 млн руб. и рентабельность 10%, а, например, в 2006 и 2007 гг. «Ф. Жолио-Кюри» (единственный теплоход компании) сработал в минус — резко снизился поток туристов.

Отчетность крупнейших круизных компаний подтверждает оба тезиса: рентабельность разная, и она невелика.

Есть простые способы существенно ее повысить. «Зачастую судовладелец не делает капитального ремонта устаревшего судна — ему проще договориться за умеренное вознаграждение со структурами, которые проверяют техническое состояние теплоходов и выдают разрешение на эксплуатацию», — утверждает сотрудник одного из речных пароходств. Или нанять не самую дорогую команду.

Вези, пока возит

По словам Анисимова из Московского речного пароходства, всего в бассейне Волги ходит около 120 речных пассажирских судов. Половина из них имеет возраст 50-60 лет, половина — 25-30 лет. Все они были построены во времена СССР на чехословацких, немецких, венгерских и австрийских верфях (всего в 1952-1991 гг. построено 205 теплоходов — без учета тех, что сразу ушли в Молдавию и на Украину; 40% из них уже сошли с дистанции).

Эти теплоходы недорого достались нынешним хозяевам. Частными они стали в результате приватизации пароходств, причем достаточно большое количество судов в начале 1990-х было продано на металлолом — спрос на круизы резко упал и содержать суда стало невыгодно, вспоминает руководитель Ассоциации владельцев пассажирских судов Евгений Зубарев. После приватизации образовался вторичный рынок теплоходов с привлекательными для покупателей ценами: по словам Галкина из «Гамы», в 1997-1998 гг. трехпалубные теплоходы стоили до $400 000.

Сколько сейчас стоят подержанные теплоходы?

Шесть теплоходов «Мостурфлота» 1980-х гг. постройки Центр оценки «Аверс» в 2010 г. оценил в 381,3 млн руб.: трехпалубные — по 50 млн руб., четырехпалубные — в 75-80 млн руб. Но это была оценка для залога. Один из судовладельцев говорит, что в прошлом году трехпалубный теплоход стоил дороже — около 60 млн руб.

Получается, стоимость теплохода сопоставима с выручкой за одну удачную навигацию. Конечно, если рентабельность — 5%, такая покупка будет отбиваться лет 20. Но когда речь заходит об окупаемости, операторы становятся более оптимистичными.

Покупка подержанных судов — выгодное дело, уверен Калмыков из «Волжских путешествий». Рабочий трехпалубный теплоход, не требующий серьезного ремонта и модернизации, окупается за 4-5 лет, говорит он. Но тогда получается, что и рентабельность должна быть в районе 20-25%.

«Донинтурфлот» в 2004-2008 гг. потратил 422 млн руб. на покупку и модернизацию четырех четырехпалубных теплоходов и рассчитывает, что эти вложения окупятся за 12-14 лет. При всей условности таких подсчетов и тут рентабельность должна быть в районе 10-15% (впрочем, «Донинтурфлот» в 2010 г. показал в отчетности рентабельность 22,6%).

Но это все суда от 1975 г. постройки. Глубокая модернизация более старых теплоходов обойдется в сумму от 240 млн руб., говорит директор самарского филиала «Волга флот-тур» Елена Борискина (сейчас ее компания рассматривает такую возможность). Оценка Анисимова из Московского речного пароходства -250-300 млн руб. Поэтому этой модернизации, скорее всего, и не будет — эти теплоходы доработают свое и пойдут на металлолом.

Такие вложения позволяют себе только иностранцы. У американской Grand Circle в России два теплохода. Она долго искала подходящий по качеству объект для покупки и даже попросила помощи у российского правительства. В итоге американцы купили в 2005 г. четырехпалубный «Тихий Дон» (сумма сделки неизвестна) и вложили в его реконструкцию $8 млн. Запущенный в 2007 г. российский круиз Москва — Петербург стал очень популярным, и Grand Circle в 2007 г. приобрела еще один четырехпалубный теплоход — «Россия», потратив на его модернизацию уже $11 млн. Но у иностранцев другая бизнес-модель. Они полностью переделывают судно, превращая его в плавучий отель с большими каютами, рассчитанный на туристов из Европы и Америки, которых сами же сюда и привозят.

Качество не окупается

Если на глубокую модернизацию никто не отваживается, то новые теплоходы тем более никто не покупает: за всю новейшую историю с 1991 г. не появилось ни одного.

Калмыков из «Волжских путешествий» рассказывает, что просчитывал вариант заказа в Европе нового теплохода за 17 млн евро, но компания отказалась от проекта — из-за налогов и таможенных пошлин цена вырастала в два раза, до 34 млн евро. Пусть цена подержанного теплохода даже 4 млн евро, рассуждает Калмыков. Для пассажира особой разницы нет — билет дороже не продашь. У нового судна меньше расходы на топливо и ремонт, выигрыш может составлять до 30 млн руб. в год. Выходит, переплата за новый теплоход отобьется за счет экономии только через 40 лет, заключает Калмыков. Стоимость нового теплохода — от 30 млн евро; окупить судно при ежегодной навигации в течение пяти месяцев можно за 35 лет, указывает Борискина из «Волга флот-тура». Очевидно, что в России никого такой срок окупаемости не устраивает.

Теоретически можно было бы строить теплоходы в России. Но начинать придется с нуля: СССР сам круизные суда не строил, заказывал их в Европе. Владелец нижегородской «Гамы» Галкин рассказывает, что решил заказать строительство новых пассажирских судов в России. На утверждение первого проекта колесного судна «Сура» ушло три года, проект был одобрен Российским речным регистром в июне 2009 г. Стоимость судна, которое может вместить не более 40 человек, — 60 млн руб. Второй проект «Гамы» — теплоход на 200 человек стоимостью 600 млн руб. — был включен в «Транспортную стратегию РФ на период до 2030 г.», но из-за кризиса его вычеркнули.


15.8.2011 - Невская десятина (Строительный Еженедельник) № (476)

Сегодня в Невском районе сосредоточено около 10% всего жилья в Петербурге, тем не менее, здесь идет активная подготовка территорий для новых девелоперских проектов, что связано в том числе с недавним сокращением санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий.
подробнее...>

15.8.2011 - Берег, который портит статистику (Строительный Еженедельник) № (476)

Невский район очень неоднороден по своим экологическим, транспортным, инфраструктурным характеристикам. Это происходит из-за того, что район состоит из двух частей – левобережной и правобережной, которые, по мнению аналитиков, нужно рассматривать отдельно друг от друга.
подробнее...>

10.8.2011 - Домашний очаг на пяти холмах (Пригород) №8(66)

Компания «ПетроМар Девелопмент», известная на рынке загородной недвижимости по проектам «Петровские сады» и «Мариньи», открыла продажи в новом коттеджном поселке «Пять холмов». Поселок позиционируется как проект класса «комфорт» для постоянного проживания.
подробнее...>

8.8.2011 - АУДИТ И ОЦЕНКА (Недвижимость и Строительство Петербурга) № 31(666)

Юристы Минэкономразвития опубликовали на сайте ведомства обзор судебной практики, связанной с оценочной деятельностью, за первое полугодие 2011 го. В документе приводится несколько интересных дел.
подробнее...>

1.8.2011 - АУДИТ И ОЦЕНКА (Недвижимость и Строительство Петербурга) № 30(665)

Специалисты ФКЦ «Земля», работавшие по заказу Росреестра, завершили «первый этап» массовой оценки объектов недвижимости в 12 российских регионах. Об этом сообщил глава Росреестра Сергей Васильев на встрече с руководством ТПП РФ.
подробнее...>